Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: "... Я есть хлеб жизни... хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт, но будет жить во век"
(Евангелие от Иоанна 6:48-51).
Спаситель сказал: "Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день" (Евангелие от Иоанна 6:54). ".. Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Евангелие от Иоанна 6:35). "... Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дал, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Евангелие от Иоанна 6:57). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения.
Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. "...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Евангелие от Матфея 26:26-28).
Св. Церковь учит, что христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом. "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни" (Евангелие от Иоанна 6:53).
"Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души"
(свт. Киприан Карфагенский).
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христиански смиренным настроением, покаянием и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Св. Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,
-канон молебный ко Пресвятой Богородице,
- канон ангелу - хранителю,
- Последование и молитвы ко Святому Причащению.
(Они помещены "Православном молитвослове"
и на нашем сайте
на странице "Молитвы").
Пост
С молитвою соединяется трехдневный пост, то есть воздержание от скоромной пищи (пищи животного происхождения) - мяса, молока, масла, яиц. Пост также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в течение поста до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакокурением также должны воздержаться от своей страсти).
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля - священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Во время исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии всё время посвятив молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, лучше до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения "Отче наш", нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе "Со страхом Божием и верою приступите". При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.
После Св. Причащения
Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения - вести себя благоговейно и благочинно, дабы "честно соблюсти в себе Христа принятого".
Для тех кто причащается регулярно существуют послабления: можно не всегда читать три покаянных канона; трехдневный подготовительный пост заменяется постом с полуночи. В любом случае этот вопрос нужно решить со священником.
|