Церковная иерархия
В Православии существуют три степени священства: ДИАКОН, СВЯЩЕННИК, ЕПИСКОП. Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства получают благодать Святого Духа служения Церкви Христовой.
Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). Среди белого духовенства есть неженатые священники — целибаты (от латинского “холост”), но они не являются монахами, т.к. не приняли на себя монашеских обетов. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень — великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка “СХИ” — схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО (женатое духовенство): диакон, протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе); СВЯЩЕННИК: иерей или священник или пресвитер; протоиерей (старший священник); митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).
ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО (монашество): иеродиакон, архидиакон (старший диакон в монастыре); иеромонах, игумен, архимандрит;
ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ): епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.
ДИАКОНЫ составляют низший священный чин. Диакон — слово греческое и означает служитель. Диаконы служат епископу или священнику при совершении Таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в Богослужении необязательно, потому во многих церквах служба происходит без диакона.
СВЯЩЕННИКИ (по гречески иереи или пресвитеры) составляют второй священный чин. Они могут совершать с благословения епископа все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов. Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом, а сам священник — настоятелем.
ЕПИСКОПЫ составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.
По степени священства все епископы между собой равны, но старейшие и наиболее заслуженные называются АРХИЕПИСКОПАМИ, столичные же — МИТРОПОЛИТАМИ, т.к. столица по гречески митрополия. ЭКЗАРХ, т.е. первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с ХYI века и русской столицы Москвы, называются ПАТРИАРХАМИ.
В каждой области (епархии) есть свой архиерей. В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т.е. наместником.
Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (с 1990 г.). Он управляет Церковью вместе со СВЯЩЕННЫМ СИНОДОМ.
Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики и пономари. Они принадлежат к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.
ИПОДИАКОНЫ участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.
ПСАЛОМЩИКИ (чтецы) имеют своей обязанностью читать и петь как при Богослужении в храмах на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.
ПОНОМАРИ имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.
Текст подготовил Александр Летко.
|