Священство

ind 990 50

Animation2

Сайт изготовлен по благословению Настоятеля Свято-Никольской братской церкви г.Бреста Протоиерея Петра Романовича

Таинство Священство

071219_hirotonia_03Это таинство совершается в алтаре у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящена в епископы совершается собором епископов. Посвящена в диаконы бывает на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; во священники посвящают на "литургии верных" после "великого входа", чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время "литургии оглашенных" после "малого входа", чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени. Самое важное действие при посвящении есть архиерейское возложение рук с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, и потому посвящение называется иначе рукоположением. Рукополагаемый в диаконы или в священники вводится чрез царские врата в алтарь. По троекратном обхождении престола и целовании его углов, он преклоняется пред ним. Архиерей покрывает его голову концом своего омофора, трижды осеняет ее крестным знамением и, возложив на нее свою руку, возглашает вслух, что этого человека "Божественная благодать... пророчествует (т. е. производит чрез руковозложение) во диакона (или же во пресвитера); помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". На клиросе поют по-гречески: "Кирие елеисон", что значит: Господи, помилуй. S5000112При возложении на рукоположенного священных одежд, усвоенных его сану, архиерей возглашает: "аксиос!" т. е. достоин, и это "аксиос" повторяют все священнослужащие и певчие. По облачении, священнослужащие той степени, к которой принадлежит рукоположенный, целуют его, как своего собрата, и он вместе с ними принимает участие в службе. Почти одинаково с этим происходит посвящена в епископы, с тем только отличием, что посвящаемый пред началом Литургии посредине церкви вслух произносит исповедание веры и обещание как следует по закону проходит свое служение, а после "малого входа" во время пения "трисвятого" приводится в алтарь и становится на колена пред престолом; когда же затем первенствующий в служении архиерей читает молитву посвящения, то все архиереи, сверх возложения на посвящаемого своих правых рук, держат еще над его головою открытое Евангелие письменами вниз.

index_12 1024 

Церковная иерархия

В Православии существуют три степени священства: ДИАКОН, СВЯЩЕННИК, ЕПИСКОП. Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства получают благодать Святого Духа служения Церкви Христовой.

Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить: будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество (черное духовенство). Среди белого духовенства есть неженатые священники — целибаты (от латинского “холост”), но они не являются монахами, т.к. не приняли на себя монашеских обетов. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень — великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка “СХИ” — схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архиерей-схимник должен при этом оставить управление епархией).

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО (женатое духовенство): диакон, протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе); СВЯЩЕННИК: иерей или священник или пресвитер; протоиерей (старший священник); митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО (монашество): иеродиакон, архидиакон (старший диакон в монастыре); иеромонах, игумен, архимандрит;

ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ): епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

ДИАКОНЫ составляют низший священный чин. Диакон — слово греческое и означает служитель. Диаконы служат епископу или священнику при совершении Таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в Богослужении необязательно, потому во многих церквах служба происходит без диакона.

СВЯЩЕННИКИ (по гречески иереи или пресвитеры) составляют второй священный чин. Они могут совершать с благословения епископа все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов. Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом, а сам священник — настоятелем.

ЕПИСКОПЫ составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собой равны, но старейшие и наиболее заслуженные называются АРХИЕПИСКОПАМИ, столичные же — МИТРОПОЛИТАМИ, т.к. столица по гречески митрополия. ЭКЗАРХ, т.е. первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с ХYI века и русской столицы Москвы, называются ПАТРИАРХАМИ.

В каждой области (епархии) есть свой архиерей. В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т.е. наместником.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (с 1990 г.). Он управляет Церковью вместе со СВЯЩЕННЫМ СИНОДОМ.

Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики и пономари. Они принадлежат к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.

ИПОДИАКОНЫ участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

ПСАЛОМЩИКИ (чтецы) имеют своей обязанностью читать и петь как при Богослужении в храмах на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

ПОНОМАРИ имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

                                                     Текст подготовил Александр Летко.

Подобнее о Таинствах мы расскажем на следующих страницах:

1- “Крещение и Миропомазание”;

2- “Покаяние и Святое Причащение (Евхаристия)”;

3- “Браковенчание”;

4- “Елосвещение (Соборование)”;

rule blau
[Главная] [Храм и прихожане] [Новости, информация] [Новоначальному] [Расписания] [Таинства] [Таинства] [Богослужения] [Календарь] [Православие в WWW] [Контакты]

© Copyright 2007-2012 SWAN SERVICE

Design by Kunashko Viktor

одо лебедь
Для разрешения экрана 1024*768     

golub r