Что значат слова: “Благословите, батюшка!” ?
Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.
Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному
сану.
Как правильно обращаться -“Брат”, “Отец”, “Владыка” ?
Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - “женщина”, “дама”, “гражданка”? Как обратиться к священнику - “сударь”, “господин”, “товарищ”?
А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.
Что означает Колокольный звон ?
Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.
Благовест - это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.
Что означает слово “Пассия”?
Самая поздняя по времени возникновения православная служба - пассия (греч. “страдание”) - была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно.
Для чего предназдначен Молебен?
Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных - молебное пение (молебен).
Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться “о малом” так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - “коротенько, да горяченько”, осуществляется нами на молебне.
Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.
Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово (в память победы 1812 года)…
На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.
Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.
Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.
По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).
Что такое Требы?
Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб - так как совершаются по требованию верующих
Как правильно креститься ?
“Перекрестись, сынок”, - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. “Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа”, - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение. Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное - верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно…
Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.
Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: “В Церкви все благообразно и по чину да бывает”. Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: “Верный в малом и во многом верен” (Лк. 16, 10).
Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.
Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца - плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа).
Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.
Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая c постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.
Что означает Свеча?
Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…
Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.
Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.
Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.
Как првильно себя вести в церкви, храме?
Православный храм - это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.
Приходить к службе надо заблаговременно, за 5-10 минут до службы. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу, стерев губную помаду. Одежда должна быть пристойной и опрятной.
В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Что такое Церковный Устав?
Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.
На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.
После вечерни полагается служить повечерие. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.
В полночь должна совершаться третья служба суточного круга - полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.
Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня - одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) - время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.
Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только в Великий Пост, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.
Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы “изображает” ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
Как относиться к домашним животным?
«Животные — дорогие живые игрушки, данные нам Богом для забавы и утешения. Но о них надо заботиться, и у них учиться, усматривая в их действиях наши неправды, грех и т.д. Животные зависят от человека — нельзя их обижать, сердить, пугать. Бить, пинать ногами — дикость, невежественность, бедность ума, отсутствие милосердия, грех. Их не надо почитать в ущерб людям, создавать из них кумира, но надо стараться делать им приятное. Ведь они живут только раз, только здесь, на земле, их благополучие и настроение зависят от нас: мы должны украшать их бедную короткую жизнь, должны как бы, как говорил отец Иоанн Кронштадтский, устраивать им рай на земле — как бы по правилу: что хочешь получить сам, то делай другому.
Некоторые скажут: вот этим всем, что наговорил, ты и делаешь из них кумира. Нет, это неправда, это попытка оправдать себя и недобрых гордых людей. Вы спросите: как же нам вести себя с животными, чтобы не перегнуть палку? А вот как: содержать в тепле, в довольстве, кормить получше, ласкать, разговаривать с ни
ми, сделать им постельку поудобнее, следить за их нуждами, они нашими заботами живут. За что же, скажете, так их ублажать, так возиться с ними? Не надо возиться, не надо ублажать; заботиться о них надо, не отвлекаясь от более важных дел, а делать все как бы между прочим, но искренно, по чувству долга — как и во всем другом. Они умеют быть благодарными, сострадательными и, хотя не обладают человеческим умом, часто своим поведением превосходят некоторых людей, образованных, начитанных, но, видно, не очень умных». ( Протоирей Владимир Шамонин)
Что такое Богословие?
Источник Богословия, как и всей церковной жизни, находится в Боге...
Особенностью Богословия представляется то, что «предметом» Богословской науки является Сам Бог, Который никогда не есть пассивный объект Богопознания, но всегда активный Субъект его. То есть источник Богословия находится не в человеческом разуме, как в случае с философией, а в Боге. Всё сказанное о Богословии распространяется и на иконопись, церковные гимны и музыку, таинства и Богослужения, христианское монашество, - словом на всю церковную жизнь и в этом её отличие от культурной жизни человека... ( Б.Г. Дверницкий )
Дорогие друзья!
Данная страничка будет формировиться по мере получения от Вас вопросов на духовную тематику. Если у Вас есть неразрешимый вопрос духовного содержания присылайте его на электронный адрес:
stnikolas@brest.by
Священники нашего храма постараются Вам помочь его разрешить.
С благодарностью и уважением!
Администрация сайта.
|